СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ: РОЛЬ ГОСУДАРСТВА, ОБЩЕСТВЕННОГО И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СООБЩЕСТВА



Журнал «Финансовая аналитика. Пути и решения». 33 (171) – 2013.

Публикуется с разрешения автора.

 

Л. А. ЧАЛДАЕВА,

доктор экономических наук,

профессор кафедры экономики организации

E-mail: chaldaeva45@mail. ru

Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации

А. А. КИЛЯЧ КОВ,

кандидат технических наук,

старший научный сотрудник,

менеджер отдела аудиторских услуг

компании «Эрнст энд Янг»

E-mail: AAKil@mail. Ru

 

Современное состояние экономического развития страны характеризуется как устойчиво ста бильное. Однако в этом есть определенные обстоятельства, которые вносят элементы, препятствующие его укреплению и приобретению постоянно действующего влияния на реализацию политики, направленной на расширение устоев демократии, государственности и общественной активности. В числе основных негативных факторов — мошенничество и коррупция. В России начата беспрецедентная в новейшей истории борьба с коррупцией. Это заставляет провести анализ того, как менялось в стране отношение к коррупции за последние годы.

Наиболее авторитетной в этом отношении является информация, распространяемая Transparency International Russia, некоммерческой неправительственной организацией, целью деятельности которой является создание унифицированных национальных антикоррупционных систем. Это учреждение оценивает уровень восприятия коррупции в различных странах.

Оценки индекса восприятия коррупции в России за время наблюдения (с 1999 по 2011 г.) изменялись от 2,1 балла (2008, 2010 гг.) до 2,7 (2003 г.) по 10-балльной шкале. В 2012 г. организация изменила применяемую методику оценки, в соответствии с которой названный индекс в России в 2012 г. составил 28 по 100-балльной шкале. Таким образом, значение этого показателя за время наблюдения (с 1999 по 2012 г.) изменялось весьма незначительно.

Однако в российском обществе за прошедшие годы отношение к коррупции стало качественно иным. Опросы, проведенные Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в конце 2012 г. и начале 2013 г. [2—4], показали положительную динамику в антикоррупционных ожиданиях респондентов.

Так, количество респондентов, считающих, что в обществе в целом очень высока степень распространения коррупции, уменьшилось с 2006 г. почти на четверть (рис. 1), с 40 до 29 %. При этом за последние восемь лет (с 2004 по 2012 г.) доля россиян, которые считают, что результаты борьбы с коррупцией становятся все более заметными обществу, возросла в полтора раза, с 30 % в 2004 г. до 45 % в 2012 г.

Однако в большинстве случаев респонденты называют успехи в этой области не слишком значительными (38 %), а 13 % опрошенных полагают, что ситуация с коррупцией не только не улучшается, но становится все хуже (рис. 2).

При этом становится больше тех, кто верит в возможность побороть коррупцию. Их количество за восемь лет возросло с 30 до 44 % (рис. 3), т. е. также в полтора раза. За этот же период количество людей, которые считают, что коррупция непобедима, снизилось с 64 до 50 %, т. е. приблизительно на треть.

По мнению россиян, наиболее эффективно борется с коррупцией Президент Российской Федерации, причем его действия в этой области все чаще признаются результативными (рост с 12 до 31 %, в 2,6 раза за восемь лет). Однако одной из наиболее успешных признается деятельность СМИ (с 4 до 21 %, рост более чем в пять раз). Эффективность работы правоохранительных органов с коррупцией признается эффективной, однако рост в этой сфере не так значителен (с 12 до 17 %, т. е. в 1,4 раза).

Доля тех, кто допускает для себя возможность сообщать о коррупционных фактах, выросла за восемь лет с 56 до 61 %. При этом доля россиян, готовых сообщить СМИ о фактах коррупции, выросла в 2,5 раза — с 6 до 15 %, а информировать об этом правоохранительные органы — уменьшилась с 28 до 20 %.

Однако россияне неоднозначно оценивают ситуацию, связанную с коррупционными скандалами: одни считают, что это выполнение В. В. Путиным предвыборных обещаний в части борьбы с коррупцией (45 %), другие — что это внутриполитическая борьба и сведение счетов (45 %).

Полученные результаты подтверждаются другими источниками. Согласно исследованию, проведенному компанией «Эрнст энд Янг» в 2011 г., 68 % респондентов высказались за то, что этика ведения бизнеса является конкурентным преимуществом; 55 % не хотели бы работать в организациях, замешанных в коррупционных скандалах, а 65 % — сказали, что они не хотят иметь дела с поставщиками и агентами, уличенными в коррупционных действиях. Эти показатели выше отмеченных в среднем по европейским странам, где эти значения составили 62, 45 и 55 % соответственно [1].

Согласно исследованию, проведенному российским отделением Ассоциации сертифицированных специалистов по борьбе с мошенничеством [5], коммерческая коррупция и хищения высшего менеджмента представляют собой наибольшую угрозу российскому бизнесу. При этом средний размер взяток, выявленных сотрудниками МВД в крупных коррупционных преступлениях в России за 9 мес. 2012 г., составил 2,2 млн. руб. [7] при среднем показателе по стране около 0,24 млн. руб. [6].

В борьбе с коррупцией существенная роль отводится государству, а также общественному, экономическому и предпринимательскому сообществу. При этом государственное воздействие на процессы экономической стабилизации связано с формированием и реализацией стратегии, касающейся всех видов экономической деятельности как в коммерческой, так и некоммерческой сфере. Это находит свое воплощение в системе законодательных актов и практике их правоприменения. Что касается общественных организаций, то им отводится роль центров разработки и поддержания стандартов делового оборота, формирования общественного мнения, а также обучения профессиональных участников контрольных подразделений компаний.

Сеть общественных учреждений в России достаточно обширна. В частности, к ним относятся объединения предпринимателей, торгово-промышленные палаты, саморегулируемые и профессиональные общественные организации. Одним из направлений их деятельности в настоящий момент является предотвращение хищений и противодействие коррупции. Кратко охарактеризуем деятельность этих общественных организаций.

Наиболее известным и авторитетным учреждением, целенаправленно занимающимся антикоррупционной деятельностью, является Transparency International-P. Это некоммерческая общественная организация, которая исходит из приоритетной роли общества в противодействии коррупции и обеспечении прозрачности, подотчетности деятельности государственных органов. Центр решает следующие задачи:

  • формирование антикоррупционного мировоззрения и правосознания граждан;
  • создание действенных механизмов общественного контроля и доступа к информации, связанной с выполнением государственными органами их функций;
  • предотвращение коррупции через обеспечение действенности антикоррупционных механизмов.

Общественные объединения предпринимателей оказывают влияние на формирование стандартов взаимодействия общества и бизнеса, способствуя формированию гражданской позиции в сообществе предпринимателей. В области противодействия коррупции их деятельность заключается в формировании нетерпимости к проявлениям коррупции, которая подрывает свободную конкуренцию, приводит к разорению добросовестных участников предпринимательской деятельности и разрушению механизмов саморегулирования рыночных отношений.

Торгово-промышленные палаты (ТПП) обеспечивают формирование правил делового оборота. Кроме того, ТПП помогают в поиске надежных контрагентов и содействуют развитию честной конкуренции, формируют обычаи делового оборота, а также содействуют разрешению коммерческих споров. Борьба против коррупции в этих организациях выделена в самостоятельную задачу. Результатами ее решения стала разработка Антикоррупционной хартии российского бизнеса и содействие подписанию этого документа всеми членами ТПП; антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и формирование реестра добросовестных предпринимателей.

Саморегулируемые организации (СРО) разрабатывают методологию регулирования экономических отношений с учетом специфики предпринимательской деятельности, отвечающей профессиональной специфике ее участников. При этом работа СРО заключается в формировании этических требований и норм корпоративного поведения, а также стандартов и правил проведения операций, профессиональной экспертизы и содействие в разрешении спорных ситуаций.

Профессиональные общественные организации являются добровольными объединениями специалистов, работающих в области реализации контрольных функций. К подобным общественным организациям относятся Институт внутренних аудиторов и Ассоциация сертифицированных специалистов по борьбе с мошенничеством. Задачи, которые решают эти организации по противодействию коррупции, заключаются в:

  • разработке методологии проведения служебных расследований;
  • подготовке стандартов и рекомендаций по созданию и обеспечению деятельности эффективных антикоррупционных комплаенс-структур;
  • обучении специалистов контрольных подразделений, обмене опытом, их переподготовке и повышении квалификации;
  • проведении опросов, изучении состояния противодействия коррупции и мошенничества.

Таким образом, в России существуют общественные организации, которые принимают участие в противодействии мошенничеству и коррупции путем:

  • обеспечения прозрачности и подотчетности в деятельности государственных органов перед обществом;
  • формирования стандартов взаимодействия общества и бизнеса (общественные объединения предпринимателей) и правил делового оборота субъектов предпринимательской деятельности;
  • разработки методологии регулирования экономических отношений с учетом специфики предпринимательской деятельности;
  • подготовки стандартов, рекомендаций и правил осуществления контрольных функций, а также обмена опытом между специалистами контрольных подразделений для независимой оценки состояния коррупции в России.

Согласованные действия государственных институтов, общественного, экономического и предпринимательского сообществ, профессиональных объединений и просто честных людей в вопросах противодействия коррупции внушают надежду на то, что Россия сможет если не победить, то значительно снизить коррупционные проявления в обществе.

Список литературы

1. Европейское исследование по вопросам управления рисками мошенничества 2011 г. Презентация результатов по России. «Эрнст энд Янг», май 2011 г.

2. Пресс-выпуск ВЦИОМ № 2177 от 29.11.2012.

3. Пресс-выпуск ВЦИОМ № 2180 от 04.12.2012.

4. Пресс-выпуск ВЦИОМ № 2278 от 12.04.2013.

5. Study of Business Security Risks in Russian Companies (Russia Chapter of the ACFE. Moscow, 2011) .

6. URL: http://www. mvd. ru/mvd/structure/unit/guebipk/inter/show_113616.

7. URL: http://www. mvd. ru/news/show_117045.


Возврат к списку